pan_andriy (pan_andriy) wrote,
pan_andriy
pan_andriy

post-industrial

Вспоминая о былой славе, город встречает своего Мидаса
("The New York Times", США

08/12/200914:55

Пока Нижний Тагил готовится к визиту премьер-министра Владимира Путина, жители его с улыбкой цитируют строчки стихотворения, написанного в XIX веке о несчастных крестьянах: «Вот приедет барин…». Стихотворение это стало в Нижнем Тагиле чуть ли не гимном.

Жизни четырёхсот тысяч обитателей города зависят от двух колоссальных заводов, построенных в советскую эпоху, — сталелитейного, изрыгающего дым и пламя, и вагоностроительного, где производят цистерны, товарные вагоны и прочее оборудование из металла.

Когда с «Уралвагонзавода» начали увольнять тысячами в принудительный отпуск и сокращать зарплаты, в городе забурлило волнение. Мясники с района «Вагонка», где проживает большая часть из двадцати восьми тысяч работников завода, обнаружили, что мяса стало продаваться вдвое меньше. Поползло вверх количество уличных краж. Из садов пропали овощи. 

 «Путин приедет, и город вернётся в норму», — полагает Надежда Шамова. — «Он чудесный человек. Он великий человек. То, что он приезжает, — это чудесно». Тридцатидевятилетний Максим Пазников, до кризиса занимавшийся недвижимостью, а теперь ставший таксистом, тоже излучает уверенность: «Все на него рассчитывают. Пусть договорятся между собой на высшем уровне. В Пикалёво всю проблему решили за два часа».

Путин впервые занялся спасением заводских городов в июне, «взяв штурмом» Пикалёво и заставив предпринимателей выплатить зарплаты и оживить пятидесятилетний умирающий завод, на котором держалась вся местная экономика. Рабочие приветствовали его радостными возгласами, но экономисты раскритиковали случившееся как нежелательный прецедент, ссылаясь на стремление Путина на краткий срок пригасить общественное напряжение, вместо того, чтобы решать глубинные проблемы, как-то обветшание промышленной инфраструктуры, низкую производительность труда и существование сотен так называемых «моногородов» — продукт советской плановой экономики.

 «Да, за истёкшие десятилетия накопились проблемы», — заявил премьер на прошлой неделе в своём видеоинтервью, ежегодно транслируемом в эфире российского телевидения. — «Тем не менее, теперь мы отвечаем за ситуацию, за жизни людей и за их финансовую безопасность, а также за их душевное и эмоциональное состояние».

Несмотря на все усилия, последствия недополучения доходов сказались на жизни во всём городе. Рабочие, пошедшие на кредитные соглашения с банками в период экономического бума, оказались в ловушке ежемесячных выплат. Пятидесятишестилетняя Галина Тешова, работавшая до прошлого года на укладке кирпича на сталелитейном заводе, считает, что считавшийся в советские времена престижным городом Нижний Тагил теперь кажется ей «умирающим».

 «Если бы я могла, уехала бы не задумываясь», — сказала Тешова. — «Мы застряли здесь, потому что боимся оставить свои квартиры, а нам уже никогда не получить новых. Мы — заложники своих квартир».
Марина Алексеенкова, аналитик из московского инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал», считает, что главной проблемой «Уралвагонзавода» является низкая производительность труда. В 2008 году, например, считавшемся удачным, завод понёс убытки. Как пояснила Алексеенкова, когда «Российские железные дороги» — главный заказчик УВЗ, не считая военных, — стали заказывать меньше вагонов, завод, конечно, сильно пострадал, но проблема ещё и в том, что восходящей к советским временам монополии у него больше нет и приходится конкурировать с украинскими вагонами.
Государство, конечно, может покрыть долги УВЗ программой рефинансирования, обеспечить его военными заказами или простимулировать РЖД увеличить заказы, но на самом деле, как считает Алексеенкова, завод должен сменить схему работы. «Дело не в кризисе, просто такая модель экономически не выгодна», — считает аналитик.


Но если посмотреть на то, как рабочие радуются и готовятся встречать Путина, эти соображения кажутся чем-то не имеющим отношения к действительности. Вдоль ряда бетонных зданий, резко обрывающегося и переходящего в бесконечные заснеженные равнины, выстроились лозунги: «Нас знают во всём мире», «Военная продукция: работа для настоящего мужчины» и «Чем сильнее наш район, тем сильнее Россия!».
Многие рабочие на вопросы журналистов ответили, что надеются на возвращение Путиным заводу той защищённой ниши, которую он занимал при Советском Союзе, когда рабочим не надо было думать ни о прибыли, ни об убытках. Впрочем, было ясно, что они выдают желаемое за действительное. Процесс идёт уже десять месяцев, и люди начали понимать, что происходит переход к рыночной экономике. И люди расстаются со своими иллюзиями».

http://inosmi.ru/social/20091208/156902453.html

Збираємо докупи.

" Рыночная экономика (для "Нижнего Тагила") невыгодна", "потому что приходится конкурировать с Украиной".

Чому "Нижний Тагил" із російського "захолустья" раптом став "престижным"? Та тому що отримав свого часу астрономічні дотації у вигляді дармового українського вугілля, дармового українського металу і дармового українського продовольства. Та що найголовніше українська металургія не конкурувала з "нижнєтагільской" , а грала у " піддавки".  Український метал йшов на виготовлення магістральніх газопроводів, якими до Нижнего Тагіла надійшов тюменський газ, видобутий українцями.  Трубу, до речі також поклали українці.
Платили українцям з тих грошей, які надішли в Москву від експорту українського газу в Європу. Тобто Росії це все взагалі гічого не коштувало. Дуже зручно для "душевного и эмоционального состояния" Нижнего Тагила.

Коли почалася війна, то Нижній Тагіл  отримав "евакуйовані" з  України підприємства -один танковий завод з Харкова (Т-34) чого вартував! Лише дякуючи нападу Німеччини на Україну, Нижній Тагіл отримав шалені інвестиції для розвою господарки.

За що взагалі воювали російські чисельні "Нижніє Тагіли"? Та за те, щоб такий стан справ існував вічно.

Проте, як виявилося з розпадом СРСР, географія нікуди не ділася. Донбас перестав "по плану" гнати продукцію у Росію на її нескінченні "молодьожниє стройкі вєка", а став конкурентом Ніжнего Тагіла. От такої "підлоти" від України ніхто не чекав, бо Донбас майже й зник з економічної мапи СРСР.

Яким  робом, Нижній Тагіл може конкурувати з Маріуполем, якщо останній стоїть буквально на березі моря? Маріупольці просто вантажать метал на сухогруз одразу цеху, а ніжнєтагільцам його треба ще довезти до того моря залізницею за тисячі км. Ту залізницю треба ще ремонтувати, утримувати, модернізувати і таке ін. А за тим усім - працівники, працівники, а їх треба лікувати, навчати їх дітей, утримувати профтехучилища, закуповувати і виготовлювати обладнання, ремонтувати, а тут виникне купа посрєдніков, а все ж іде у собівартість... Така морока... Виникає нєдоумєніє, як взагалі така "дупа світу" між стати "престижним городом". Та от так і стала.

Якщо подивитися на карту світу взагалі, то виключна унікальність Росії у тому, що це єдина країна світу, у якої міста-мільйонники розташовані на такій величезній відстані від морів, та без річкого з ними сполучення. Всюди, буквально всюди (Бразилія, США, Европа, Азія, Канада) великі міста є й великими портами. І тільки в РСФСР план взяв гору над географією. Диво не в тому, що Україна "раптом" стала конкурентом "Нижнему Тагилу", а в тому там взагалі виникла і так довго існувала промисловість.

То яке може бути майбутнє у російського "моногорода", у такому віддаленні від ринків збуту ЗАРАЗ, якщо на часі ще й проблеми з сировиною і енергоносіями? Та ніякого майбутнього, і жоден Путін тут нічим не зарадить.
Єдине що може зробити Путін для "нижнєтагільцєв", так "гадіть по мелочам" Україні. Зокрема намагатися блокувати Азовське море (події довкола Тузли), блокувати розвиток порту в Севастополі,і спробувати захапати Одеський пропортовий завод і давати хабарі Туреччині, аби не пускала танкери в Україну. Бо коли Україна почне використовувати свій же власний географічний фактор на повний потенціал, то російським "моногородам" не буда на що й сподіватися. Хто там порозумніше - той покине все, і гайне он у панівпокинуті містечка Донбасу. Принаймні тепло і харчі. Та й море під боком.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments