pan_andriy (pan_andriy) wrote,
pan_andriy
pan_andriy

калькуляція цін на паливо, або чому пальне в Україні дорожче ніж в США

З форуму "Української правди":
http://www2.pravda.com.ua/forum/read.php?2,32838


Полуденный Юрий:
"В апреле 2005г. в Украине резко подорожали бензин и дизтопливо, их розничные
цены перевалили 3 грн. за литр. Нефтеперерабатывающие компании объясняли это
ростом цен на нефть на мировом рынке, ростом экспортной пошлины в России,
повышением тарифов на железнодорожные перевозки, введением НДС на импорт нефти в
Украине. И заявили при этом, что они не могут работать себе в убыток.



Правительство Украины сочло это повышение необоснованным и приняло
решение об ограничении розничных цен на нефтепродукты не выше 3 грн. за литр
бензина марки А95.

Нефтепереработчики и пресса называют это популизмом,
обвиняют правительство в антирыночном, антидемократическом поведении, заявляют,
что к лету нефтепродукты могут исчезнуть с рынка Украины и что в убыток себе они
работать не будут.

В этих высказываниях и публикациях я не нашел ни
калькуляции себестоимости нефтепродуктов, производимых в Украине, ни розничных
цен на них в США и Западной Европе, ни стоимости завозимой нефти в Украину, ни
сколько имеют посредники на этом, ни того, как в рыночных демократических
странах решается такой конфликт между интересами общества и продавцами и
производителями горючего, ни того, насколько прозрачным и честным является
монополизированный нефтяной бизнес.

Я задался целью найти ответы на эти
вопросы. Несколько часов провел в Интернете, и вот хочу поделиться тем, что там
нашел.




На сайте www.autonews.ru опубликованы цены на бензин в США в
апреле 2005г. Наиболее дешевый по качеству бензин стоил $1,6 за галлон, наиболее
дорогой $2,14 за галлон. У нас это А80 и А98. Один американский галлон равен
3,785л. По курсу доллара США 5,25грн. цена дешевого бензина (А80) равна
2,22грн/л, цена дорогого (А98) – 2,97грн/л. Проверка по другому источнику
информации показала, сайт www.e-news.com.ua, среднерозничная цена бензина в США
в конце марта 2005г. побила номинальный рекорд и составила $2,109 за галлон или
2,93 грн/л по вышеуказанному курсу доллара США. Как видно, рыночные розничные
цены на бензин в США ниже, чем рыночные розничные цены бензина в Украине, это
те, которые были резко повышены в апреле свыше 3 грн/л и которые отстаивают его
производители.

Основными составляющими в цене бензина являются:
стоимость нефти, заработная плата работников заводов по нефтепереработке, и
амортизация и налоги. Проведем сравнение США и Украины по этим 4 параметрам.

По данным сайта www.top.rbc.ru цена нефти в апреле 2005г. на Лондонской и
Нью-Йоркской биржах марки Brent равна $51 за баррель, Light ниже $50 за баррель.
В бизнес-новостях украинских телеканалов цены на нефть в конце апреля – начале
мая этого года колеблются на уровне $50 за баррель, 1баррель равен 159 л. Отсюда
1т нефти стоит около $350. Но возникает вопрос, что это за цена? То ли это цена
нефти сразу после скважины, то ли в порту страны производителя, или в порту
страны покупателя нефти.
На сайте www.enippf.ru помещена аналитическая
статья «Мировой рынок нефти: эволюция формулы ценообразования». Ее автор А.
Конопляник, д.э.н., известный в мире российский ученый, один из ведущих
специалистов по вопросам нефтедобычи и ее переработки. Процитируем то, что
является ответом на наш вопрос. «Биржевая система цен с декабря 1985г.
изменилась. Ценообразование производится на основе цены СИФ, устанавливаемой на
бирже как равновесная. Принцип формирования цен изменился: вместо прямого
сложения цен по стадиям технологической цепочки от производителя к потребителю,
происходит исчисление цены ФОБ по принципу расчета «встречной цены», то есть
обратным счетом от цены СИФ, из которой вычитаются все издержки, связанные с
доставкой добытой нефти на рынок».

Условия поставки Инкотермс говорят о
том, что в цену СИФ включена цена нефти в порту производителя ФОБ, страховка
перевозки и фрахт до порта покупателя нефти, то есть нефтепереработчика.
Равновесная цена на биржах говорит о том, что рыночная цена нефти примерно
одинакова для всех ее покупателей и различается в зависимости от сорта и затрат
на локальную транспортировку, например, от порта разгрузки до
нефтеперерабатывающего завода.

Информация по ценам российской нефти в
Европе и в Украине соответствует вышесказанному правилу. По данным Московской
топливной ассоциации («Газета», 8.04.2005г.) в Европе 1т российской нефти будет
стоить более $350.

На сайте www.audit.kharkov.com 2.05.2005г. в статье
«АМК возбудил дело против ТНК ВР…» говорится о том, что в апреле 2005г. в
Украине цена российской нефти возросла до $300 за тонну. Эта статья размещена и
на других русскоязычных сайтах.

Цена российской нефти в Украине является
мировой и рыночной, и меньше цены этой нефти в Европе только на стоимость ее
транспортировки туда от Восточной границы Украины. Покажем это. На сайте
www.centran.ru приведена стоимость транспортировки каспийской нефти по
трубопроводу Баку-Новороссийск – $16,6 за тонну. Протяженность трубопровода
около 1200 км, а стоимость транспортировки 1т на 1000км равна $13,8. Расстояние
от восточной границы Украины до границы Франции и Германии около 2,5тыс. км. Это
дает стоимость транспортировки от нас в Европу 1т нефти около $35, что и
требовалось доказать.

Отсюда вывод о том, что рыночная цена нефти на
Украине ниже рыночная цены нефти в США на Нью-Йоркской бирже на $50 за тонну.


На сайте www.bloter.ru представлены последние данные о среднегодовой
зарплате в различных странах. В США она равна 33195 евро, что составляет
примерно 19 тыс грн. в месяц. Это выше, чем в Украине, в 30 раз.


Амортизация предприятий нефтепереработки в США также значительно выше,
чем в Украине, так как стоимость предприятий –это аккумулированная зарплата, а
она всегда в США значительно выше, чем в Украине, это с одной стороны. С другой,
все нефтеперерабатывающие заводы в Украине построены еще при существовании СССР
и они довольно изношены, а амортизация в настоящее время начисляется по
стоимости за вычетом износа. Это позволяет утверждать, что амортизация в Украине
в десятки раз меньше, чем в США.

Сравнение величины налогов в цене
бензина в США и Украине. Проблема сложная из-за несопоставимости налоговых
систем и отсутствия полной информации. Но возможна косвенная оценка. В США
федеральный налог с прибыли корпораций равен 36%, кроме того, в штатах
существует налог с прибыли корпораций, изменяющийся от нуля в Техасе до 12,25% в
штате Пенсильвания. В Украине налог с прибыли предприятий равен 25%.

На
сайте www.publishe.ru 20.12.2004г. представлена информация, что в США по данным
Министерства энергетики цена нефти составляет 44% розничной стоимости бензина,
еще 27% составляют налоги в различные бюджеты. Другой источник информации - сайт
www.mk.ru газеты «Московский комсомолец» в статье «Евро за литр?» от
21.08.2004г. сообщает, что в стоимости литра бензина в США не более 30% налогов.
Как видим, обе оценки налогов примерно одинаковые.

В розничной цене
литра бензина в Украине два налога акциз и НДС составляют около 30%. Это
позволяет сделать вывод о том, что доля налогов в литре бензина в США и Украине
примерно одинакова.

Очевиден парадокс розничных цен на бензин в США и
Украине. В США компоненты цены бензина: нефть – выше, зарплата и амортизация –
значительно выше, налоги примерно равны, а цены ниже, чем в Украине. И при этом
американские фирмы процветают, а наши нефтепереработчики на «грани банкротства».


Этот феномен можно объяснить только одним - различной прибылью там и
здесь. Американские предприятия работают с небольшой рентабельностью, а наши
привыкли иметь сверхприбыли и не хотят от них отказываться. Другого объяснения
этого парадокса не существует.

Вывод. Производство бензина на
нефтеперерабатывающих заводах в Украине из импортированной нефти является
сверхприбыльным.

В вопросе цен на нефтепродукты в Украине имеется
несколько спекуляций на том, что Правительство Украины повысило в полтора раза
железнодорожный тариф и ввело НДС на импорт нефти, и на том, что Правительство
России повышает экспортную пошлину на нефть.

В цене литра бензина
затраты на его перевозку по железной дороге составляют несколько копеек. Здесь
вообще нет проблем.

В Украине НДС на бензин существует уже давно, он
начисляется на стоимость нефти и стоимость ее переработки, то есть на полную
стоимость бензина. В этом может убедиться каждый, если рассмотрит кассовый чек,
который ему выдают на АЗС. Там указана НДС как 1/6 цены на бензин. Но если
раньше он начислялся при отгрузке нефтепродуктов с завода, то сейчас его
начисление передвинулось на более раннюю стадию ввоза нефти. Это сделано для
того, чтобы устранить злоупотребление возвратом НДС при реэкспорте нефти. И
здесь мы видим лишь инсинуации.

Исходя из ранее рассмотренного принципа
«встречной цены» и равновесных цен, используемых в мировой торговле нефтью с
1985г., экспортная пошлина на нефть в России не может влиять на стоимость нефти,
поставляемой в Европу и в том числе в Украину, так как нефть поставляется на
условиях СИФ. Эта пошлина лишь служит методом изъятия сверхренты нефтедобывающих
компаний в России, и это ее внутреннее дело.

Но может эти компании не
имеют прибыли от добычи нефти и хотят подзаработать на украинцах? Рассмотрим,
какую прибыль имеют нефтяные компании России от продажи нефти Украине.


На вышеупомянутом сайте www.enippf.ru помещены и другие статьи
известного экономиста д.э.н. А.Конопляника по вопросам экономики производства
нефти. В них приведена интересующая нас информация. Средний уровень издержек
добычи нефти в конце 90-х годов составил в России $7,4 за баррель или $50 за
тонну. Кстати, это один из самых высоких уровней издержек, так как в регионе
Каспия эти издержки всего $3,5 за баррель или $24 за тонну.

В мире
существует тенденция снижения затрат добычи нефти, если в 1980г. среднемировые
издержки составили $20 за баррель, то в 1995г. уже $5 за баррель. Результирующий
вектор влияния отдельных факторов на динамику издержек разведки и добычи нефти в
мире в конце 90-тых годов 20 века и начала 21 века показывает снижение.


Следовательно, реальные издержки добычи нефти в России не стали выше,
чем были. И для наших целей считаем их равными $50 за тонну. Стоимость
транспортировки 1т нефти из Западной Сибири в Восточную Украину при расстоянии
3000 км и тарифе $13,8 (нефтепровод Баку – Новороссийск) равна $40 за тонну. В
настоящее время экспортная пошлина в России $102,6 за тонну. Следовательно, при
цене поставки нефти в Украину $300 за тонну нефтяные компании имеют прибыль
более $100 на тонне поставляемой нефти, а рентабельность реализации свыше 200%.


Вопрос о природе нефтяного кризиса в Украине и розничных ценах на бензин
в США и Украине более чем ясен. В связи с этим хотелось бы задать и услышать
ответы Правительства Украины на следующие вопросы.

1. Предусмотрено ли в
законодательстве рыночных демократических стран право государства на
национализацию стратегических предприятий, расположенных на их территории, если
собственники и топ-менеджеры этих предприятий ведут антирыночную политику в
области ценообразования, не загружают производственные мощности и ограничивают
выпуск продукции, завышают цены на сырье и оборудование? Считается ли это
угрозой национальной безопасности? Какие другие эффективные меры предусмотрены в
этом случае в этих странах?

2. Имеется ли в рыночных демократических
странах законы, обязывающие предприятия – монополисты публиковать калькуляции
себестоимости своей продукции, проверенные и подтвержденные аудиторами на
предмет правильности учета и отсутствия фиктивных затрат?

3. Разрешается
ли законами рыночных демократических стран контролировать ТНК (Транснациональные
компании) и регулировать цены импортируемого сырья, материалов, оборудования,
услуг и цены экспортируемой продукции с целью недопущения вывоза прибыли из этих
стран в оффшорные зоны через механизм внутренних цен ТНК?

4. Производило
ли Правительство Украины проверку маршрутов прохождения оплаты стоимости нефти,
поставляемой на нефтеперерабатывающие заводы в Украине? Много ли посредников и
оффшорных компаний в этой цепочке?

5. В связи с тем, что Турция не
разрешает провоз нефти в Украину танкерами через Босфор, рассматривало ли
Правительство Украины вопрос о закупке нефти у компаний Западной Европы,
получающих ее из России через территорию Украины с поставкой этим компаниям
взамен нефти, приобретенной Украиной в третьих странах?

И основной
вопрос, не является ли «нефтяной кризис» замаскированной попыткой поставить на
колени суверенную и независимую Украину?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments