Valery Solovei
19 листопад о 21:31 ·
Абсолютное скотство - вводить акцизы на колбасу и сосиски.
Люди у нас и без того едят мало и скверно. Так их ещё и в этом пытаются ограничить.
Жду, когда какой-нибудь министр или губернатор посоветует россиянам есть здоровую пищу: икру, севрюжину и морепродукты.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100007811864378
Народные волнения в СССР. 1953-1984
14 мая 1972
На центральной площади г. Каунас (Литовская ССР) совершил самосожжение студент Р. Каланта, в предсмертной записки выразивший протест против «политической системы». Его похороны превратились в спонтанную демонстрацию нескольких тысяч молодых людей, повлекшую за собой несанкционированные митинги под лозунгами «Свободу Литве! Свободу религии! Русские, убирайтесь!» и выступления горожан 18-19 мая.
Каунас объявлен закрытым городом, введены военные отряды, молодёжь пыталась сооружать на центральной аллее баррикады, но разогнана с применением силы. По некоторым данным, по крайней мере 1 милиционер убит, среди демонстрантов число жертв достигло 10 убитых и около 100 раненых. 400 участников выступления арестованы, многие исключены из ВУЗов, 81 осуждён.
Я знав одного, його звали Пятрас Закас. Ми працювали в одну зміну на заводі "Тauragės keramika". Я возив вагонетки, а він повинен був змащувати їм колеса. Йому треба було викрутити гвинтик і капнути в дірочку масла. Йому було важко присідати , бо нога в нього не гнулася. Тому він саботував. Мені доводилося робити його роботу, бо змазка в сушилках швидко вигоряла, і колеса вагонеток майже не крутилися. Пятрасу на все це було начхати. Він постійно був п'яний, і зовсім вже сивий.
"Поехал в 72-м в Каунас сдавать на права. Вернулся через 10 лет - из Сибири. Там и ногу сломал. Жена, конечно, сразу бросила. Литовский почти забыл.
....Колбаса тогда пропала, а тут еще Каланта сжег себя. Народ и поднялся. Молодежь попереворачивала ментовские машины. Потом Каунас окружили войска, трупы на улицах..."
" В 1967 ЦК и Совмин в своём постановлении констатировали, что «производство ряда важнейших видов мясных и молочных продуктов не обеспечивает возрастающих потребностей населения». В том же году в Свердловске - центре огромного индустриального региона - ввели талоны на мясо: «к Октябрьский, к 1 Мая и к Новому году (по 2 кг говядины с костями и жиром, не хочешь – не бери)» .
Летом-осенью 1968 украинский партлидер П.Е. Шелест записывал: «…мяса повсеместно не хватает, много справедливых нареканий… В Донбассе большие сложности с обеспечением питания, в особенности мясом, государственных фондов явно не хватает. А на рынке килограмм мяса 2,5-3 рубля… Из республики отправляется огромное количество продуктов животноводства - даже за границу, а свой собственный рабочий класс, "хозяин" страны, держим на минимальном пайке»
В феврале 1969 второй секретарь Пензенского обкома Г.В. Мясников отмечал: «Не отоваривается рыба, плохо с мясом, и нет просветов» , в мае литературовед В.Я. Лакшин писал: «С утра был у меня учитель из Знаменки. Говорил, что на Украине начинают подголадывать, мяса совсем нет… Потом зашел Залыгин, и с ним я продолжил эту же тему. Он говорил, что и в Новосибирске голодно… Мяса нет."
«Как известно, ещё далеко не удовлетворяется спрос населения на продукты животноводства, особенно на мясо», - заявил генсек Брежнев. Однако и год спустя Лакшин фиксировал: «…проблема миллионов - как достать, хоть в драку, в очередь - мясо или колбасу. В Куйбышеве… крупнейшем рабочем городе, мяса в магазинах нет уже лет 20 - привыкли и не просят даже. А из Тулы, Ярославля ездят в Москву за колбасой: кооперируются 4 семьи, и каждую неделю посылают кого-нибудь покупать на всех». Он же осенью записывал: «Рабочий с Коломенского машиностроительного завода, случайно разговорившийся в очереди, все восхищался, как в Москве хорошо - и мясо, и колбаса в магазинах, "а у нас - ничего"» ]. Коломна - это Подмосковье.
Раз уж подобное творилось там, то что говорить о таких удалённых местностях, как, например, Украина: «Очень плохо… получилось по республике с планом товарооборота… Довольно печальное положение с торговлей мясом и животным маслом… Болит голова: чем кормить народ будем?», - вопрошал Шелест. Весной 1972 он замечал: «…цены на продукты на рынке неуклонно растут, килограмм мяса 4,5-5 рублей. В госторговле мяса почти нет».
Ростов-на-Дону: после вычета на ясли, детсады, на рестораны и т. п. в розничную продажу поступает из расчета 1,5 кг на человека в год!
- Сначала выясняются объемы закупок скота...Потом идет дележка. Решают сколько каждому из регионов на душу выделить мяса из общего котла. Москва должна получить сто шестьдесят кг на человека
- Как сто шестьдесят? Ведь медицинская норма потребления, если мне не изменяет память, килограмм восемьдесят.
- Сто шестьдесят. Сто съедят москвичи, а шестьдесят вывезут приезжие.
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1580214.html#cutid1
Того таки 1972-го Україною прокотилися масові арешти, Шелеста замінили на Щербицького, почалася форсована русифікація, і - також пропала "суха" ковбаса. Та так і не з'явилася. Батьки мов казку розказували що були в кожному гастрономі були гори сухих ковбас. Особливо полюбляли "мисливські ковбаски" з палець товщиною. Вперше я їх побачив тільки після розпаду СРСР.
Отже справжньою причиною репресій 1972-го була електрифікація залізниць довкола Москви.
Тула, Рязань, Іваново, Кострома понаїхали в Москву і вивезли всю ковбасу.
Закрити Москву від понаєхавших, якось не комільфо (за шо воєвалі?), тому Москва радикально збільшила плани по м'ясу виробникам - Україні і Прибалтиці. Паралельно повідкручувала голови - на всяк випадок.
Це і зламало життя Пятрасу Закасу.
Як раніше було просто! "Спускаєш на мєста" з Москви план - виполняйтє, КГБ прослідкує.
Тому й ностальгія. За дармовими ковбасами.
PS. Родичка була за СРСР в російській дєрєвні. Закололи свиню. Тітка намила кишок, насмажила ковбаси, кровянки, натопила смальцю, наробили відбивних, котлет, печінкового торту і т.д. Збіглося подивитися півдєрєвні. Зазвичай там нутрощі або викидали собакам, або закопували. М'ясо варили великими шматками чи просто смажили над вогнем. Ніяких кулінарних витребеньок, ніяких ковбас там зроду не було.