Теперь в Северном Крыму уже воду пить нельзя — солёная, говорит почетный мелиоратор.
Если Украина и захватившая Крым Россия не решат вопрос пересохшего Северо-Крымского канала — он погибнет, и всё, что имеется в северной части полуострова.
Об этом участник строительства Северо-Крымского канала, почётный мелиоратор Украины Георгий Капшук рассказал газете "Крымский ТелеграфЪ".
"Вы не представляете, что это была за жизнь — до канала. В годы засухи целыми сёлами народ вымирал! Волами возили воду, семье, где больше четырёх человек, давали два ведра воды, а маленькой семье — одно. Садов и огородов у людей почти не было. До прихода в Крым днепровской воды не только на Керченском полуострове, но даже в Симферополе вода была строго по графику", — говорит Капшук.
После открытия канала начался прирост населения. Оно с 1963 по 1990 год увеличилось в два раза — с 1 236 000 человек до 2 445 000 человек. Люди поехали осваивать Крым, рассказал он.
Сейчас мы потеряли целую систему ведения сельского хозяйства — орошаемое земледелие. То, которое создавалось десятилетиями. 20% земель, которые в Крыму орошались, давали 60% всей сельскохозяйственной продукции полуострова! Было построено 90 тысяч гидротехнических сооружений и 675 насосных станций. На полях работало более пяти тысяч дождевальных машин. В 1990 году производство зерна и мяса, фруктов и овощей по сравнению с 1963 годом увеличилось в пять раз. А рост производства кормов более чем в три раза позволил значительно увеличить поголовье крупного рогатого скота и свиней. Благодаря орошаемому земледелию в 1988–1990 годах Крым производил в общегосударственном объёме 38% винограда, более 15% плодов и ягод, 6% овощей.
Многие говорят сейчас, что Украина разворовала канал, 400 километров труб, сдала на металлолом дождевальные установки... Но я так скажу: это не какая-то абстрактная Украина, а совершенно конкретные руководители, причём здесь, на местах. Никто не бился за канал, не препятствовал этому процессу тотального разворовывания и вседозволенности. Кто это сделал? Свои же! А те, кто обязан был это пресечь — прокуратура, милиция, местные органы самоуправления, закрывали на это глаза.
В Крыму были самые социально обустроенные сёла. Детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, быткомбинаты, клубы, дворцы культуры, именно дворцы, которым некоторые города бы позавидовали — с вращающимися сценами... В Красноперекопском районе не было молочно-товарной фермы, где бы не было для работниц финской бани.
Первую четверть века после строительства канала вокруг него кипела жизнь, вторую половину его жизни вокруг шуршали воры. "Чистили — и всё. А нужен текущий ремонт каждый год... Сейчас там заброшено всё. Если ещё год не будет использоваться канал — прощай, Северо-Крымский! Я часто езжу туда, я не сентиментальный человек, но слезы наворачиваются, когда вижу, что там осталось! Комок к горлу подступает, как будто теряешь близкого человека. Этот железобетон — он как живой организм. Летом, когда почва нагревается до 60 градусов, а воды нет — его коробит, ведёт. Одиннадцать тысяч километров каналов межхозяйственных, оросительных и трубопроводов! Как отсюда до Аляски! Ему без воды стоять летом нельзя", — говорит почетный мелиоратор.
Отвечая на вопрос, как напоить Крым чистой водой, Георгий Иванович заметил: "Вот сейчас все твердят, что Крым от безводья спасут артезианские скважины. Мы, приняв тогда днепровскую воду, от Перекопа до Керчи тампонировали скважины."Теперь в Северном Крыму уже воду пить нельзя — солёная! Если всё время качать из скважин, что будет дальше? Катастрофа. Что можно делать в Крыму без воды? Крым — это не только ЮБК, не только курорты. А были скважины, в которые загоняли днепровскую воду в водоносные горизонты, чтобы пополнить их".
У меня мнение одно. Если не решить вопрос о Северо-Крымском канале политическим, дипломатическим путём, идя на необходимые компромиссы, он погибнет, и всё, что было на севере, северо-западе, северо-востоке Крыма, вся инфраструктура — тоже. Люди оттуда уйдут, сёла умрут", — подытожил почетный мелиоратор.
http://glavred.info/zhizn/esche-god-i-budet-pozdno-ekspert-prorochit-uhod-lyudey-s-severa-kryma-i-smert-sel-321550.html
19.11.2014
Наталья Зубаревич: . Про воду. Там получается очень хитрая штука. Кто-то из коллег, боюсь соврать, не буду называть, не помню, посчитал стоимость покупки по рыночной цене воды в Украине и стоимость сельского хозяйства всего Крыма. Так вот стоимость покупки воды в Украине, которая в основном идет на орошение в очень большой степени, в 4 раза больше, чем стоимость всей существующей продукции сельского хозяйства Крыма.
Михаил Соколов: То есть лучше просто закрыть сельское хозяйство?
http://www.svoboda.org/content/transcript/26699669.html
pan_andriy
30.12.2014
Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Андрей Дикун дал интервью РБК-Украина
РБК-Украина: Каковы убытки понес АПК Украины в связи с аннексией Крыма?
Андрей Дикун: Это никогда не был для нас какой-то чрезвычайно важный аграрный регион. В Крыму около 1 млн га земли, и там производился 1 млн тонн зерна. По этому году мы особо потерь не почувствовали.
С другой стороны - мы дали шанс активизироваться нашим южным областям - Херсонской, Николаевской, Одесской.
--------
Мораль: Этот чертов Крымский канал изначально угнетал весь юг Украины. Не по доброй воле, и не экономической целесообразности Украина его строила. Москва заставила, чтобы завезенные туда русские не испытывали неудобств. Это при том, что Украина - на последнем месте в Европе по обеспеченности пресной водой на душу населения
Пока в Керчи плескались в бассейнах с дармовой днепровской водой Херсонщина страдала от засухи. В Херсонской области образовалась крупнейшая в Европе песчаная пустыня. Украина тратила огромные средства, чтобы остановить пески. Теперь эти земли можно будет понемногу рекультивировать. Не стало канала - так и слава богу. Днепровская вода наконец пошла по назначению - на юг Украины. Там восстанавливают высохшие было озера, разводят рыбу, начинаются работы по орошению, и вообще улучшается экология.
Шутка ли до 30% стока Днепра шло на Крым!
Крымчане теперь пусть едут на историческую родину - в исконно-русское Нечерноземье. Чего-чего, а воды там хватает.